22 июня 1941 года. Воскресенье. День выдался светлый, солнечный. С раннего утра в районный центр - Шаховскую стали прибывать гости из колхозов. Сегодня здесь, на стадионе, конские бега. А какой русский человек не любит смотреть на вихрем мчавшихся коней.
К 10 часам утра трибуны стадиона были заполнены до отказа. Всюду чувствовалось приподнятое праздничное настроение. Раздавались шутки, смех. Вот и судьи заняли свои места. Гомон понемногу стих. Зрители приготовились слушать распорядителя по стадиону.
- И, вдруг из репродуктора раздался тревожный голос диктора: Говорит Москва! Передаем Правительственное сообщение! "На рассвете, 22 июня, фашистская Германия, без объявления войны, внезапно обрушила на нашу страну удар огромной силы, фашистские орды вторглись в пределы нашей Родины........"
- Война! Война! Война! - как набат звучало в ушах это роковое слово.
Стадион моментально опустел. Людей, словно ветром с него сдуло. Но, люди спешили не домой, а в свои коллективы на предприятия, в колхозы, организации, учреждения.
Собрались в редакции и сотрудники районной газеты "На колхозной стройке" и рабочие типографии.
- Будем выпускать экстренный номер газеты, - сказал нам редактор Александр Сергеевич Моисеев.
В понедельник, 23 июня, вышел первый военный номер газеты.
29 июня. Прошла уже неделя с момента нападения на нашу страну немецко-фашистских орд. С фронта продолжают идти неутешительные сообщения. А вчера тень войны и нас задела. В два часа дня, как обычно, по расписанию, на станцию Шаховская прибыл пассажирский поезд из подо Ржева на Москву. Его сопровождал самолет. Многие шаховчане думали, что это наш истребитель. Но не успел состав остановиться, как фашистский стервятник на бреющем полете обстрелял поезд из крупнокалиберного пулемета. Развернулся, набрал высоту и повернул в сторону Ржева.
Первые невинные жертвы, первые раненые. Председатель районного Совета Красного креста и Красного полумесяца Алексеева с группой дружинниц Паной Беляевой, Валей Антоновой и другими приняли участие в оказании первой медицинской помощи пострадавшим.
Но, шаховчан, как и весь Советский народ, не смутила наглая вылазка врага. Они продолжают напряженно трудиться. На место призванных в Красную Армию встали к станкам, садились за руль трактора и автомобиля, за штурвал комбайна - женщины-сестры, жёны и невесты фронтовиков. Среди них Оля Васильева, Катя Демина, Нюра Моисеева.
С первого дня войны радиорепродукторы не выключают ни днем, ни ночью. Каждый час передают сообщения Совинформбюро. Мы внимательно вслушиваемся в каждое слово диктора. Но сообщения с фронта шли тревожные.
Понимая нависшую перед Родиной опасность, сотни добровольцев ежедневно осаждают Райвоенкомат, Райком комсомола и райком партии с просьбой послать их на фронт.
Одними из первых шаховчан ушли добровольцами на фронт Николай Корнев, Николай Лапенко, Таня Вещегурова.
После вчерашнего налета фашистского стервятника на пассажирский поезд и я сегодня ходил в райвоенкомат. Меня принял военный комиссар тов. Брызгалов.
- Возьми свой рапорт обратно, Гусев. Ты находишься в резерве райкома партии. Иди работай пока туда, где работаешь.
3 июля. Сегодня мы с большим вниманием и волнением слушали выступление по радио товарища Сталина. Оно на всех нас произвело глубокое впечатление, вселило уверенность в нашу победу над врагом.
3 августа. Сегодня по рекомендации райкома партии я был уволен из редакции "по сокращению штатов" и зачислен на работу в районный совет ОСАВИАХИМА на должность инструктора по обучению населения химической защите. Здесь мы встретились с Иваном Дмитриевичем Шамониным - инспектором районного отдела народного образования. Он, оказывается, тоже направлен на работу в районный совет ОСАВИАХИМА инструктором по стрелковому делу.
Источник: Шаховской музей
четверг, 22 июня 2017 г.
Из воспоминаний журналиста, жителя посёлка Шаховская, партизана Михаила Михайловича Гусева
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий